?

Log in

No account? Create an account
Alex-Utah's LJ
JCS. Первое знакомство 
18-сент-2012 01:52 pm
orang_baby_face
Однажды зимой, году примерно в 1971-м, затемно, возвращались мы с одноклассником из школы и на обочине дороги увидели что-то белеющее. Подняли, оказалось, это была книга в чёрной обложке, завёрнутая в вафельное полотенце. Подойдя к ближайшему фонарному столбу, мы с Андрюхой раскрыли книгу и с трудом разобрали мелкие буквы: "БЫТИЕ". Стало ясно, что книга какая-то церковная. Я принёс её домой, а зашедший к нам взрослый брат книгу у меня отобрал, сказав, что её нужно продезинфецировать, и засунул её в духовку остывающей печи. Наутро мама про книгу эту забыла и когда растопила печку, из духовки пошёл густой дым - книга несколько пережарилась. Прежде, чем её выкинули я успел её, обугленную, полистать (как я понял позже, это была Библия с мелким-мелким шрифтом, изданная на очень тонкой бумаге, за границей - в нашем селе было немало иеговистов, и учителя вечерами дежурили у их молельных домов, пытаясь не пустить туда своих учеников), и получил отчётливое указание, чтоб ни Андрюха Зиберт, ни я об этой находке нигде не болтали.

Религиозности (хотя мама моя всю жизнь верила в бога) во мне взяться было неоткуда. А читал я в детстве всяких Лео Таксилей и Емельянов Ярославских. И культурного значения Библии не понимал толком. "Время было такое" (с)КВН.

А в ФМШ нас, по преимуществу сельских и мелкогородских восьмиклашек (наш поток из двух восьмых классов оказался последним в истории школы набором на трёхгодичное обучение, потом решили, что таких маленьких рано отрывать от дома и продолжили набор только в 9-е и 10-е классы), разнообразно просвещали и приобщали к мировой культуре. Однажды на доске объявлений появилось приглашение в актовый зал на прослушивание рок-оперы "Jesus Christ - Superstar".



На сцене стоял проигрыватель с колонками, нам показали пластинки в классическом, 1970-го года, коричневом конверте, рассказывали про историю написания, про то, что Христос в рок-опере не такой, как в Евангелиях, что он как бы "just a man", перемежая рассказ и пересказ эпизодов воспроизведением треков. Что музыка гениальная - мне, с ушами, оттоптанными медведем, стало ясно сразу. Там было столько великих мелодий... Английского я тогда не знал вовсе (учил немецкий потому что), а понять, что же именно поют, хотелось.

Это сейчас интернет - вот тебе треки, вот тебе либретто, вот тебе видео, качай-не-хочу - а тогда я аккуратно, не зная почти ни слова по-английски, переписал в тетрадку весь текст с какой-то жутко слепой копии с т.н. вкладыша, и когда у кого-нибудь в общаге слушали на (катушечном! кассетных тогда в Академгородке, а может, и в СССР, не было) магнитофоне "Христа", пытался отследить по своему тексту, где и что поют. Лазил в словарь и пытался даже что-то перевести.

А какой был кайф, когда доводилось слышать знакомую мелодию во время трансляций соревнований фигуристов! А как тогда же мы тащились, услышав в передаче "Волшебный фонарь" - "Мне выскочить замуж - ну просто пустяк! Пустяк, пустяк, ну просто пустяк!" - на мотив "This Jesus must die." К 10-му классу я, наверное, знал текст рок-оперы почти наизусть. И заметно продвинулся в самодеятельном постижении английской лексики, благо, кроме текстов Тима Райса переписывал и пытался понять слова и битловских песен, и песен "Uriah Heep", и других.

В общем, тогда, в 70-е, произошло что-то вроде импринтинга, и в качестве истинного "Христа" я воспринимал только то, с пластинки 1970-го года, исполнение, с Яном Гилланом в роли Христа. Ни американский хипповский фильм (хоть и с Гилланом) с политкорректным афро-американским Иудой, ни, тем более, появившийся в 90-е, кажется, русскоязычный вариант не впечатляли совсем - у меня в голове прочно сидело то, каноническое звучание.

А недавно я попал на Ю-Тьюбе на ролик, где Стив Бальзамо (Steve Balsamo) исполняет "Gethsemane (I Only Want To Say)". На мой непросвещённый вкус, он в роли Христа великолепен:



Я потом нашёл на торрентах и альбом, записанный в 1996-м году со Стивом, поющим партию Христа. Мне понравилось. И, кстати, в их версии на один трек больше! Я не помню в каноническом варианте никакой Could We Start Again Please? – (2:46.32) – Mary Magdalene, Peter между King Herod's song и Judas' death.

Что название последнего трека - John 19:41 - означает ссылку на 41-й стих 19-й главы Евангелия от Иоанна я, будучи восьмиклассником, не знал. Узнав же, нашёл то место в Евангелии: "На том месте, где Он распят, был сад, и в саду гроб новый, в котором еще никто не был положен."

Летом 1990-го я возвращался в Омск, и на вокзале "Новосибирск-Главный" провожали поезд с родственниками жертв катастрофы под городом Аша (в июне 1989-го там произошёл чудовищный взрыв вытекшего из трубопровода газа в тот момент, когда проходили поезда "Новосибирск - Адлер" и "Адлер - Новосибирск", и погибло несколько сот человек). Поезд уходил с вокзала под эту мелодию:



Comments 
18-сент-2012 10:42 am
Господи, кошмар какой. А у нас писали про эту катастрофу, я что-то совсем не помню? У меня ощущение, что нет. Я сейчас почитала - волосы дыбом.
18-сент-2012 10:52 am
Писали, Маша. В 1989-м уже можно было.
А поезд этот, 211/212, был в те годы самым удобным для поездок из Омска в Нск и обратно. Вечером сел, выспался, утром приехал.
18-сент-2012 02:54 pm
Ещё как писали.
18-сент-2012 04:11 pm
А мы как раз в те дни поехали на экскурсию в Иваново. Приезжаем и в гостинице узнаем, что той самой ночью, когда мы ехали в поезде из Москвы, взорвался этот газ. Представляю ужас наших родителей - а вдруг и с нашими детьми тоже что-то случилось?! Тогда же не было никаких мобильников...

И писали про катастрофу очень много, я до сих пор помню.
18-сент-2012 04:31 pm
Не факт (просто не помню точно), что в том году у нас и домашний телефон был...
25-сент-2012 07:07 am
Очень даже писали. Мы как раз выпускные экзамены сдавали в траурной одежде.
18-сент-2012 10:57 am
Помню, одной из первых вещей, которую я научился бренчать на гитаре, была I Don't Know How To Love Him, несмотря на то, что партия, в общем-то, женская.
Девчонкам было все равно, а мелодия больно уж красивая. :-)
Потом уже и фильм посмотрел на заезженной до снега видеокассете. Фильм мне, если честно, не понравился. Не было, видимо, привито культуры мюзикла.

18-сент-2012 01:04 pm
Мне как раз эта мелодия казалась какой-то проходной. :)

Наверное, и я по той же самой причине к фильму равнодушен остался.

А вот акустическая гитара здорово звучит в Pilate's Dream. Приеду домой, выложу трек сюда.

18-сент-2012 01:22 pm
А девчонкам не казалась. :-)

Сон Пилата тоже очень нравится. При исполнении требует больше души, чем голоса.
18-сент-2012 12:43 pm
Could we start again please - это из первого фильма. Уэббер и Райс специально для фильма написали несколько новых номеров и отредактировали прежний текст.

Был еще один фильм - видеозапись бродвейской постановки 2000 года.
18-сент-2012 01:02 pm
Женя, спасибо. Не знал.
18-сент-2012 04:30 pm
Удивительно, что у вас в школе в те времена официально прослушивали JCS. Я понимаю, что Новосибирский Академ всегда отличался свободомыслием, но чтоб это было на уровне школы, пусть и ФМШ!
А я впервые с музыкой Уэббера познакомился именно из "Волшебного фонаря" (недавно его скачал и пересмотрел через 30 лет!), разумеется, не зная, откуда это. С оригиналом же познакомился уже в студенчестве, в 80-е. До сих пор среди рок-произведений "крупных форм" в моем хит-параде Jesus уступает разве что паре вещей Пинк Флойд.
Да, хотел посоветовать современный вариант 2000 года, но опередили. Там действие в наши дни происходит.
18-сент-2012 05:44 pm
Лев, оценить смелость тогдашних наших учителей и воспитателей я, разумеется, не мог. Помню, в девятом классе (1975-76) мне дали на одну ночь пару журналов "Москва" с (усечённой версией, но кто ж тогда знал!) "Мастером и Маргаритой". К утру я роман прочитал. И тут, блин, импринтинг: много лет спустя, наткнувшись на книжной полке на этот роман, я его открывал, начинал читать с любого места, и кончалось это тем, что я его в очередной раз перечитывал с самого начала. И, заметьте, ни про какое Спорт-ЧГК я в те далёкие годы и не подозревал. :)

А версию-2000 я уже качаю. Это - она?
18-сент-2012 06:54 pm
В "Мастере" я при каждом прочтении открываю что-то новое, как ни банально это звучит. Особенно интересно было читать уже в Израиле, узнавая описанные там места и ивритские слова. Впервые я тоже читал в журнале, но значительно позже, в начале 80-х, кажется.

Ага, та самая версия-2000.
19-сент-2012 09:38 am
интересно, мы, как оказалось, дети одного поколения ;о)
я читала "Мастера и Маргариту" летом 69-го (мама чудом купила первый номер (№11 - если мне не изменяет память ;о), а на следующий год на журнал подписалась, ради окончания романа!).
тем летом мне еще удалось прочитать великолепный детектив Жапризо "Ловушка для Золушки" и пару романов Агаты Кристи, Восточный экспресс? Двадцать лет спустя? (тут память мне (увы!) изменяет ;о)
такое вот выдалось Убийственное лето! (с)

а за JCS особенное спасибо, I don't know how to love him - т.е. я большая его фанатка (отдельное спасибо и zhuk_zhuzhuk!)
18-сент-2012 05:11 pm
Конечно, Heaven on their minds восхитительна в любом исполнении.
Но мне, пожалуй, больше Хэд нравится.
18-сент-2012 05:55 pm
+100500
или, выражаясь как римляне:
+CD
This page was loaded дек 13 2018, 6:43 pm GMT.